Коллекция "Этно-Панджаб"

Ещё недавно, в 70-хх, 80-хх годах века двадцатого, люди любили фантазировать на тему: «какой будет мода 21 века?». Одежда современной женщины нового тысячелетия представлялась большинству  писателей-фантастов и режиссёров, скафандром-трансформером из металлической ткани. Многие соглашались с ними и считали, что такая одежда соответствует новому веку, символом которого должен был стать научно-технический прогресс. Однако, несмотря на то, что ожидания насчёт прорыва в области науки и техники сбылись, прогнозы относительно одежды не оправдались совершенно. Открытость, агрессивность и искусственность изрядно утомили, как женщин, так мужчин. И в начале 21 века мы стали свидетелями нового направления в мире моды. Дизайнеры не стали заново изобретать велосипед, а взяли за основу новых коллекций проверенную временем истину - «новое – это хорошо забытое старое», и отправились в путешествия по отдалённым уголкам мира. Результаты этих поездок может увидеть посетитель любого шоппинг-центра. На витринах самых популярных магазинов стоят манекены, одетые в арабские туники, турецкие шаровары, русские косоворотки, якутские унты и кашмирские шали. Конечно, одежду, предлагаемую нам нельзя назвать традиционной в прямом смысле этого слова. Однако, как верно заметила в одном из интервью модельер Тамара Добролюбова, главное - не слепо копировать старинные костюмы, а «осмыслить старинные идеи национального костюма с помощью новых технологий, нового взгляда на моду».

Итак, что же представляет из себя современный костюм нового поколения? Современная европейская одежда нового века - это  одежда, включающая в себя элементы этнической эстетики, созданной на основе весьма смелого синтеза, когда возникает смешение знакомых и привычных вариантов с чуждыми для нас характерными признаками одеяний людей других народностей. При создании такой одежды, модельерам крайне важно делать это предельно органично, с большой долей осторожности, чтобы результат такого симбиоза - европейской и других, экзотических по отношению к западному человеку, этнических культур - не выглядел бы как безвкусная вульгарная надуманность.

Обращаясь к проблеме изучения и создания народного костюма следует обратить особое внимание на то, что весь внешний образ человека - это ансамбль, в котором физические данные, одежда и манера поведения сливаются в гармоничное единое, где эстетическое неотделимо от этического.

Именно поэтому, тем, кто занимается конструированием, изготовлением народной одежды, а также тем, кто собирается следовать этно-стилю, следует не только исследовать самым тщательным образом сам костюм, но и саму среду, где был создан тот или иной народный костюм.

Народный костюм столь разнообразен и богат, что при выборе материала человек невольно теряется. Но при изучении традиционной народной культуры важно не забывать о принципе, согласно которому необходимо самым тщательным образом исследовать костюм одной традиции  во всей его типологии и вариациях. Это позволяет понять и почувствовать весь огромный, разнообразный мир народного костюма.
Именно такой путь изучения и освоения традиционной народной культуры нам представляется наиболее эффективным и правильным. И именно этим подходом мы руководствовались в экспедиции по Панджабу - пакистанской провинции, которая вдохновила нас на создание коллекции туник  - "Этно-Панджаб".

Почему именно Панджаб?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем совершить небольшую экскурсию в мир пакистанского костюма.

Прежде, чем мы перейдём к рассказу о пакистанской одежде, хотелось бы сказать несколько слов о народном костюме в целом.

Традиционный пакистанский костюм называется "шальвар-камиз" и состоит из трёх предметов: шальваров - широких брюк, собранных на талии в складку и имеющих манжет в области лодыжки; камиза - приталенной длинной рубашки с высокими разрезами по бокам и дупатты - шали, которую накидывают на голову и плечи.

http://muslima.ru/images/ar07.jpg В  каждой из пакистанских провинций (их всего 4), шальвар-камиз имеет свои особенности. Например в северо-западной (афганской) провинции, женские камиз и шальвары  превратились в "фрак" - длинное приталенное платье и широкие юбку-брюки. В "пуштунистане" очень популярна геометрическая вышивка и часто используются всевозможные камни. Очень похожую одежду носят и женщины провинции Белуджистан. Это всё та же  рубаха и очень широкие штаны, которые называются "гарара".

В провинции Синд женщины  носят рубашку навыпуск и шальвары, иногда вместо шальваров надевается широкая юбка. Женщины Синда предпочитают носить камизы  с коротким рукавом. Для того, чтобы руки были были закрыты, на них обычно нанизывают множество тонких браслетов "чурийа", которые выполняют функцию рукавов, а на голову накидывают большое покрывало - чадр. В Синде любят украшать одежду и головные уборы цветным стеклом. Самым популярным предметом с зеркальной вышивкой является шапочка - "синди топи". Её с удовольствием носят в других провинциях Пакистана и даже за границей. А  среди узоров, безусловным лидером является "точечный" узор, который перекочевал через пустыню Тар, вместе с караванами из соседнего Раджастана.

Пакистанки также  не оставляют без внимания и другие виды одежды. Например сари, длина которого может достигать  7-8 метров в длину, принципиально отличается от индийского аналога. Пакистанки обычно шьют себе юбку, к которой пришивается полотно, выполняющее функцию накидки, а вместо обычного короткого топика одевается кофта с длинным рукавом. Впрочем, сейчас времена изменились, и в Пакистане всё чаще можно увидеть женщин, одетых, как индианки.

http://muslima.ru/images/green_pan.jpg Панджаб - зелёный край, знаменитый своей обильной растительностью. Здесь всегда произрастали уникальные растительные культуры, которые испокон веков слуили материалом для производства ярких и прочных красители. Именно поэтому одежда панджабцев всегда пёстрая, яркая и жизнерадостная. Панджаб считается родиной шальвар-камиза. Отсюда и альтернативное название этого костюма - панджаби. , справедливости ради заметим, что это не совсем верно, и, хотя в настояшее время, шальвар-камиз и является основной одеждой панджабского населения, традиционная одежда Панджаба совершенно другая. Мужчины-панджаби всегда носили юбку-дхоти (широкое полотно, оборачивающееся вокруг бёдер и закрепляющееся особым способом), свободную рубаху - курту и тюрбан. Панджабский женский костюм состоял из тех же предметов одежды, но, соответственно, женского покроя. Традиционная обувь панджабцев называется "кхусса". Это кожаные туфли с загнутыми вверх носами, очень напоминающие ботинки Маленького Мука из одноимённого мультфильма. http://muslima.ru/images/khussa.jpg

http://muslima.ru/images/emb.jpgОсобое место у панджабцев всегда занимала вышивка. Вышивкой украшается практически всё, что есть в доме, начиная от пелёнок и заканчивая накидками на телевизор. Вышивка - один из древнейших и популярнейших видов женского ремесла. С давних времён игла умелых рукодельниц не только помогала мастерить одежду, но и расшивала её орнаментом. Вышивка не требовала сложных приспособлений, обходилась тканью, нитью и иглой и потому была любима народом. Вышивка для одежды - особый вид искусства. Традиционно, панджабские мастерицы изображали на своих одеждах ритуальные символы и знаки, которые символизировали различные природные стихии, и являлись своеобразным оберегом. Однако, с приходом Ислама, рисунки преобразились и с тех пор в панджабской вышивке преобладают цветочные и растительные мотивы.

http://muslima.ru/images/pakistan_03.jpgПанджабские женщины очень любят  украшения. Уже упомянутые выше браслеты "чурийа" - непременный атрибут пакистанского костюма. У незамужныих девушек и девочек это, в основном, пластмассовые и стеклянные браслеты, у замужних - золотые. По количеству, качеству и даже форме украшений всегда можно отличить степень состоятльности их обладательницы.

http://muslima.ru/images/pakistan_06.jpgСуществуют и специфические украшения, не имеющие аналогов в Европе. Это, прежде всего  различные виды "натов" - колец и подвесок, которыми украшаются нос и голова женщины, а также массивные серьги "джумке". Особенно крупные экземляры имеют цепочки с заколками,  закрепляющимися за ушами.

Однако, возвратимся к одежде. Шальвар-камиз завоевал свои позиции в Панджабе во времена Великих Моголов. Именно в эту эпоху получает большое распространение специально сшитая одежда  -  "адиваса". Во времена Хана Джахана и Аурангзеба, купить  шальвар-камиз имели возможность только представители учёной знати, но вскоре, он получил широкое распространение не только в городах, но и в сельской местности. В настоящее время, традиционное дхоти практически вытеснилось удобными шальварами, но зато рубашка-курта стала не только модным хитом Пакистана, но и более того,  камиз и курта получили большое распространение в странах Запада.

Если покопаться в истории любого народного костюма, то мы непременно найдём предмет одежды, очень похожий на камиз или курту. Взять, например, традиционный костюм татар. Известно, что основу женского татарского костюма составляет рубашка "характерного традиционного трапециевидного силуэта с "восточной" насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений." Согласитесь, это описание очень напоминает рубашку-камиз.

А вот описание чеченского женского костюма:

"Все чеченские женщины в 19 веке носили рубаху типа туники с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком, застегивавшимся на пуговицу. Рубаха из хлопка или шелка доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. Чеченка в рубахе и в штанах, дополненных соответствующим возрасту и положению головным убором, могла выходить за пределы дома."

В России, женская рубаха тоже была необходимейшим предметом женского гардероба.
http://muslima.ru/images/25a.jpg
"Крестьянский костюм представлял собой традиционный набор элементов. Каждый элемент имел свое значение и символику. Первое место среди элементов одежды крестьянок занимали рубахи: нижняя исподняя - «черная» и верхняя нарядная - «красная». Трудовые рубахи в древности кроились и украшались соответственно виду деятельности, для которого были предназначены. Позже эта традиция сохранилась в изготовлении женских рубах - подольниц, которые шили для каждого вида сельскохозяйственных работ"

Древнескандинавский костюм также имеет много схожих черт с индийским, русским и другими народными костюмами. А-образная форма, приталенный силуэт, геометрический "тягучий" рисунок - таковы были характерные признаки одежды жён викингов, а также финнок,  шведок и норвежек средневековья.

http://muslima.ru/images/viking_dress_t.jpg
Схожесть черт традиционных костюмов  разных народов наводит на мысль о том, что несмотря на нынешнюю непохожесть,  между русской, тюркской, персидской, скандинавской и даже далёкой индостанской культурами прослеживаются тесные связи. Эту теорию подтверждают и многочисленные исследования этнографов.

Нужно также отметить, что старинные формы любого народного костюма  полностью совпадают с мусульманским понятием "хиджаб".

Эстетический идеал облика панджабцев заключается в гармонии и целостности образа, которые характеризуют их представление о совершенстве устройства мира и цивилизации. Этот подход понятен и близок всем людям и, вероятно, в этом заключается секрет успеха традиционного предмета панджабского костюма на Западе.

Желаем приятного просмотра коллекции!

                                                                                                                                                               "Этно-Панджаб"